В соответствии с мировым трендом

Согласно прогнозу агентства Future Market Insights, сегмент геотекстиля, который применяется в строительстве, за предстоящее десятилетие увеличится в финансовом выражении почти на 3 млрд долларов и к 2027 году составит 7 млрд. В России объем потребления композитов и геосинтетики на сегодняшний день занимает, по разным экспертным оценкам, лишь от 0,5 до 2% мирового рынка, но тенденция по росту их использования характерна и для нашей страны.
30 апреля 2019

30 апреля 2019

Согласно прогнозу агентства Future Market Insights, сегмент геотекстиля, который применяется в строительстве, за предстоящее десятилетие увеличится в финансовом выражении почти на 3 млрд долларов и к 2027 году составит 7 млрд. В России объем потребления композитов и геосинтетики на сегодняшний день занимает, по разным экспертным оценкам, лишь от 0,5 до 2% мирового рынка, но тенденция по росту их использования характерна и для нашей страны. Как подтверждает Росавтодор, востребованность подобных материалов повышается и в отечественном дорожном строительстве — пусть и не такими темпами, какие наблюдаются в общемировом масштабе, но в целом следуя глобальному тренду. При этом постепенно решаются и вопросы, возникающие при продвижении геосинтетики в РФ.

В настоящее время, когда Россия проводит политику импортозамещения, остро стоит вопрос, способна ли отрасль полностью заменить зарубежное сырье отечественным, особенно если потребность в геосинтетических материалах будет расти. В этой связи наша редакция обратилась за комментариями в Федеральное дорожное агентство. По мнению специалистов ФДА, дефицита в данном сегменте пока не наблюдается. Кроме того, в ходе круглого стола по вопросу обеспечения максимального использования российского геотекстиля и прочих нетканых материалов при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, который проводил Минпромторг РФ 28 ноября 2017 года в рамках IV Всероссийского форума легкой промышленности, было заявлено, что годовой объем производства геосинтетических материалов составляет 4 млрд м², а годовая потребность в них на объектах Росавтодора — лишь около 3 млн м².

Еще один актуальный вопрос касается расчета дорожных одежд: существующие методы не позволяют учитывать в конструкции геосинтетические материалы. Вместе с тем они во многих случаях необходимы. Поэтому в настоящее время Росавтодор совместно с профессиональным сообществом проводит большую системную работу по созданию нового метода проектирования нежестких дорожных одежд, которым будет учтено, в том числе, использование геосинтетики. Перспективной программой стандартизации дорожного хозяйства, утвержденной приказом министра транспорта РФ Максима Соколова (от 28.09.2017 №395), запланирована также разработка ряда национальных стандартов. Они будут регламентировать проектирование и конструирование дорожной одежды в соответствии с современными запросами отрасли.

На сегодняшний день основным регламентирующим документом является ОДМ 218.5.003-2010 «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог». По мнению представителей Росавтодора, внесение изменений в него действительно актуально. Для решения этого вопроса в рамках реализации перспективной программы стандартизации должна быть до 2025 года осуществлена разработка предварительного национального стандарта (ПНСТ) на расчет дорожных одежд с использованием геосинтетиков. Планируется также гармонизация действующих нормативно-технических документов.

Кроме того, как подчеркивают в Росавтодоре, несмотря на то, что в последнее время по методам испытаний геосинтетических материалов для дорожного строительства введена целая серия стандартов, наука в данном вопросе не стоит на месте. Сейчас успешно проводятся испытания по ОДМ 218.2.047- 2014. По каждому из них в рамках определенного ГОСТа геосинтетическим материалам присваивается коэффициент долговечности, учитывающий устойчивость к морозостойкости, светопогоде (УФ-излучение), агрессивным средам (кислоте, щелочи), механическим повреждениям при укладке, микроорганизмам, а также коэффициент устойчивости ниточносварных швов.

Таким образом, по совокупности результатов можно будет говорить о качестве материала и, соответственно, его долговечности. Это позволит не проводить тотальный входной контроль на объектах, а оценивать лишь основные характеристики оперативными методами контроля.

На протяжении последних лет Росавтодор активно работает над созданием базы нормативно-технических документов, регламентирующих использование композитов и геосинтетики в дорожном строительстве. Сейчас она в основном сформирована, но ведомство продолжит ее совершенствовать в рамках перспективной программы стандартизации.

Каких-либо конкретных рекомендаций по выбору тех или иных материалов Росавдодор не дает, относя это к компетенции проектных организаций. Однако, в частности, при строительстве развязок, особенно в стесненных городских условиях, специалисты ведомства признают необходимость армирования, чтобы обеспечить надежную работу высокой насыпи с вертикальными откосами. Этот способ считается самым экономичным, по сравнению с монолитным и сборным железобетоном или гравитационными подпорными стенами. Армогрунтовые сооружения сейчас можно встретить практически повсеместно.

Подобным способом, в частности, решаются и вопросы, связанные с устройством крутого откоса насыпи. Армогрунтовая технология позволяет обеспечивать крутизну до 85°, при этом высота сооружения может достигать нескольких десятков метров. Все такие конструкции относятся к индивидуальному проектированию и требуют от проектировщика высокой квалификации, владения современными расчетными методиками и программами.

Предоставление рекомендаций по расчетам для армирования насыпей и устоев мостов, как отмечают в Росавтодоре, также является вопросом индивидуального проектирования. При этом, безусловно, при выборе технических решений в проектной документации должны формулироваться требования исключительно без указания уникальных параметров определенного производителя. Также специалисты Росавтодора советуют проектировщикам обязательно выдавать рекомендации по применению геосинтетических материалов, что является не менее важным, чем сам выбор их типа и характеристик.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России.

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» № 67, январь-февраль 2018 г.