15 мая 2015
Как наладить контроль качества инновационных материалов, используемых в дорожной отрасли
Жизнь не стоит на месте. Экономика нашей страны развивается, отчего интенсивность движения по автомобильным дорогам с каждым годом увеличивается, меняется состав транспортных потоков. Растущие нагрузки на дорожную сеть побудили специалистов Росавтодора выработать кардинальный план действий. Одно из ключевых направлений – ужесточение весового контроля за большегрузами. Другое – поиск новых технологических решений, инновационных материалов, которые бы продлевали жизнь дорогам, увеличивали межремонтные сроки.
Повысить срок службы дорожных конструкций в значительной степени может применение геосинтетических и композиционных материалов при строительстве и реконструкции автодорог и искусственных сооружений. «Более 70% территории страны – равнины и низменности, в том числе болотистые местности, – пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. – Применение геосинтетических материалов здесь особенно важно, поскольку такие грунты геологически подвижны. При правильном использовании геосинтетики предотвращаются просадка насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колей и трещин. Сроки эксплуатации дорожного покрытия увеличиваются в 1,5 раза».
Именно поэтому применению геосинтетических материалов в дорожном хозяйстве Росавтодор придает большое значение, за 3 года оно повысилось на 30%. В прошлом году геосинтетика использовалась на 55 участках федеральных автодорог, ее было закуплено на сумму около 1 млрд руб. Наиболее активно геосинтетические материалы применяются в Северо–Западном федеральном округе. Увеличивается их использование в Центральной России, Сибири и на Урале. Примерами успешно функционирующих объектов, построенных с использованием новых технологий и материалов, включая геосинтетику, могут быть реконструированные участки федеральных дорог М–7 «Волга», М–8 «Холмогоры», региональной трассы Р–487 Южно–Сахалинск – Оха.
И все–таки объем применения инновационных материалов в дорожной отрасли пока невысок, отмечают специалисты. Один из сдерживающих факторов – недостаточность и несовершенство нормативной базы. К области геосинтетики это относится, наверное, в меньшей степени. Хотя лет 7–10 назад, кроме нескольких ОДМов (отраслевых методических документов) и устаревшего стандарта, в этой сфере больше не существовало ни одного нормативного документа. Отсутствие в стране единого правового поля по применению геосинтетики создавало ситуацию мутной воды, когда некоторые грамотеи советовали на автомобильных дорогах использовать геосинтетические материалы, предназначенные для... обивки мебели.
С тех пор многое изменилось, специалисты Росавтодора в основном завершили создание национальных стандартов на технические требования и методы испытания геосинтетических материалов. Целый ряд стандартов вступят в силу с 1 июня 2015 года. Но, по мнению заместителя председателя ТК 418 «Дорожное хозяйство» Евгения Симчука, и сейчас отсутствует единый нормативный документ, устанавливающий общий алгоритм проектирования различных работ с использованием геосинтетических материалов.
Как отмечалось на межотраслевой конференции «Геосинтетические материалы в дорожном строительстве. Актуальные вопросы 2015», применение инноваций осложняет и то, что разработкой стандартов помимо Технического комитета 418, где вопросы нормирования дорожно–строительных работ решаются профессиональным сообществом, занимается и ТК 465 Госстандарта РФ. Работа в нем проводится кулуарно, без привлечения специалистов.
По мнению генерального директора ООО «Автодор–Инжиниринг» Николая Быстрова, этот непрофильный комитет, не обладающий достаточной компетенцией, время от времени вбрасывает в среду проектировщиков, дорожных строителей непригодные документы под названием «Национальный стандарт». Заказчикам дорожных работ в регионах и подрядчикам порой очень непросто разобраться, какому стандарту следует отдать предпочтение.
Еще в 2012 году было принято решение о разграничении полномочий между двумя упомянутыми техническими комитетами и определено, что сфера дорожного строительства является прерогативой ТК 418. Тем не менее попытки заниматься нормированием дорожного хозяйства со стороны ТК 465, отвечающего за строительную отрасль в целом, продолжаются. В ход идет даже административный ресурс Минстроя России.
В последние годы рынок геосинтетики активно развивается. Свою продукцию дорожникам наперебой предлагают крупные и мелкие производители инновационных материалов. В Интернете можно встретить и предложения о том, как, например, наладить собственное производство композитной арматуры в гараже. Словом, желающих продать подрядчикам сомнительные материалы, якобы обладающие уникальными свойствами, пруд пруди. Как в этом море предложений распознать качественную геосинтетику или композит? Нужно создать общеотраслевую систему контроля качества полимерных материалов, используемых в дорожном хозяйстве, отвечают специалисты.
Важное событие прошлого года – подписание соглашения о сотрудничестве в сфере регулирования применения современных полимерных материалов в дорожном строительстве между Росавтодором, ООО «СИБУР» и компанией «Газпромнефть». Была создана рабочая группа, в которую вошли представители этих структур. Объединение усилий потребовалось в первую очередь для того, чтобы наладить контроль качества поставляемых на рынок инновационных материалов. Планом рабочей группы на 2015 год предусмотрено совершенствование нормативно–правового регулирования и нормативно–технического обеспечения применения полимерных материалов в дорожном хозяйстве, отметил Игорь Астахов.
С учетом проведенных исследований формируются предложения по разработке или переработке нормативных документов. Проводится координация научно–исследовательской деятельности в сфере применения полимерных материалов, совершенствуются планирование научно–исследовательских работ, их выполнение и финансирование на принципах ГЧП. Кроме того, ведется разработка программ профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации в сфере применения полимерных материалов в дорожной отрасли. И, наконец, намечено создание общеотраслевой системы контроля качества полимерных материалов. В перспективе Росавтодор планирует разработать комплекс мер по противодействию использованию фальсифицированных, контрафактных и некондиционных полимерных материалов в дорожном хозяйстве.
В декабре 2014 года было подписано поручение Росавтодора об осуществлении контроля за применением геосинтетических материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог. Документ предписывает заказчикам в обязательном порядке требовать от производителей инновационной продукции протоколы ее лабораторных испытаний с присвоенными коэффициентами долговечности на поставляемые материалы.
По результатам испытаний материала на морозостойкость, его устойчивость к агрессивным средам, механическим повреждениям и т. д. можно будет судить о качестве той же геосинтетики и ее долговечности. «Мы хотим быть уверенными, что качество поставляемого материала, за который платим деньги, соответствует свойствам, заявленным при его выпуске», – пояснил Игорь Астахов. Словом, Росавтодор заинтересован в использовании качественных материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог. Трехстороннее соглашение – один из форматов совместной работы в этом направлении.
Расширение областей применения геосинтетических полимеров сдерживается также недостаточной информированностью проектных и дорожных организаций об их возможностях и преимуществах. Это требует объединения информации о производстве и применении инновационных материалов, пополнения базы знаний о них.
Напомним, что в дорожном строительстве геосинтетика выполняет такие функции, как армирование, дренаж, защита и укрепление дорожных конструкций. Одним из наиболее востребованных геосинтетических материалов является геотекстиль. Он используется для создания гибких и в то же время надежных фильтрующих прослоек для разделения грунтов различной фракции, поддержания стабильной работы дренажной системы, укрепления грунтов, защиты строительных конструкций.
Геополотно позволяет также уменьшить толщину слоя основания, а в некоторых случаях и вовсе отказаться от его устройства (значит, сэкономить время и средства). Широко также применяется стеклянная и полиэфирная геосетки, которые укладывают между слоями асфальтобетона для предотвращения колееобразования. В результате повышается сопротивляемость дорожного покрытия механическим нагрузкам. Применяя геосинтетические полимеры, подрядчики не только повышают качество дорожного строительства, но и сокращают объем использования традиционных инертных материалов, отмечалось на отраслевой конференции. За счет этого достигается экономия.
Перечень геосинтетических материалов и их полезных свойств можно продолжить. Однако для дорожных строителей важно знать не только их возможности, но и где производится кондиционная инновационная продукция, прошедшая необходимые лабораторные испытания с присвоенными коэффициентами долговечности. Как отмечают эксперты, во многих цивилизованных странах существуют реестры отобранной продукции, причем не только по геосинтетике и композитам, но даже по инертным материалам. Важно и в России дать возможность подрядчикам оперативно узнавать об инновационной продукции, прошедшей соответствующий контроль. По мнению специалистов, этому поможет создание так называемой системы подтверждения соответствия.
В настоящее время на рассмотрении в Росавтодоре находится отраслевой методический документ об альбоме типовых дорожных конструкций с применением геосинтетических материалов. Цель его создания – расширение практики применения инновационных материалов, которые позволяют не только продлить срок службы дорог, но и снизить стоимость их строительства, подчеркнул Игорь Астахов. Геосинтетика, композиты непросты в применении, не совсем традиционны для дорожного сообщества, и такой альбом позволит дать информацию о возможностях этих материалов как можно большему числу проектировщиков, заказчиков и подрядчиков.
Появление альбома сведет к минимуму возможность ошибок при применении геосинтетики. Они опасны не только тем, что на конкретном объекте что–то будет сделано неправильно, но и тем, что негативные результаты некорректного применения того или иного инновационного материала могут нанести ущерб всему направлению их использования.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»