О методах и стандартах испытаний геосинтетических материалов

К настоящему времени создан фонд документации на методы испытаний геосинтетических материалов и технические требования к ним (ГОСТ, ГОСТ Р и ОДМ). Перечень этих стандартов, представленных ТК 418 «Дорожное хозяйство» и ТК 465 «Строительство», приведен в прошлогоднем спецвыпуске журнала «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» (№ 51). При этом было справедливо подчеркнуто, что многочисленные ОДМ на методики испытаний ГСМ являются не нормативными, а отраслевыми документами, и носят рекомендательный характер, а наличие соответствующих ГОСТов приводит к дублированию и несогласованности в отношении технических требований и параметров испытаний.
28 ноября 2018

28 ноября 2018

К настоящему времени создан фонд документации на методы испытаний геосинтетических материалов и технические требования к ним (ГОСТ, ГОСТ Р и ОДМ). Перечень этих стандартов, представленных ТК 418 «Дорожное хозяйство» и ТК 465 «Строительство», приведен в прошлогоднем спецвыпуске журнала «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» (№ 51). При этом было справедливо подчеркнуто, что многочисленные ОДМ на методики испытаний ГСМ являются не нормативными, а отраслевыми документами, и носят рекомендательный характер, а наличие соответствующих ГОСТов приводит к дублированию и несогласованности в отношении технических требований и параметров испытаний.

В настоящее время уровень и качество нормативно-технической документации резко снизились, так как ее разработка фактически поставлена на коммерческую основу. При этом зачастую стандарты на методы испытаний ГСМ составляются на основе переводов (не всегда удачных) соответствующих международных (ISO) и европейских (EN) стандартов, без обоснования возможности их применения в условиях России и без указания степени соответствия с условными обозначениями IДТ (идентичные), МОД (модифицированные) и NEQ (неэквивалентные), как того требует ГОСТ Р 1.7.-2014.

Разработка норм по ведомственному принципу (Росавтодор, РЖД, Газпром и т. д.) на одни и те же геополотна приводит к путанице при тестировании и выполнении сравнительных испытаний ГСМ, используемых в разных отраслях строительства. Между тем в ISO и EN нет разделения по отраслевому признаку. К тому же стандарты, в том числе на методы испытаний ГСМ, имеют статус добровольного применения, в соответствии с федеральными законами РФ (№ 184- ФЗ от 27.12.2012, ст. 12, и №162-ФЗ от 29.06.2015, ст. 4). Однако дорожные службы требуют проводить тестирование геосинтетических материалов по отраслевым документам, представленным ТК 418, что фактически противоречит действующему законодательству о техническом регулировании и стандартизации.

Уточним, что применение стандартов обязательно в следующих случаях:

  • если они входят в перечень стандартов, обеспечивающих требования технических регламентов на конкретную продукцию;
  • если даны ссылки на соответствующие стандарты в договорах на поставку продукции.

Существенным недостатком нормативов на методы испытаний ГСМ также является то, что не учтены возможности тестирования в реальных российских условиях. Описаны параметры испытаний и приведены принципиальные схемы приборов, однако на стадии введения таких стандартов остается непонятным, кто должен изготавливать такие приборы и составлять методику поверки. Если каждая организация будет делать это по своему усмотрению, трудно оценить воспроизводимость, погрешность и сходимость результатов. К тому же, на наш взгляд, сегодня в РФ нет предприятий, которые изготавливали бы приборы для тестирования ГСМ на достаточно высоком уровне.

Чтобы наглядно проиллюстрировать ситуацию, достаточно одного примера. В России действует ГОСТ Р 55030-2012, предусматривающий испытание прочности на разрыв ГСМ с применением широкой полоски 200 мм. Однако на предприятиях-изготовителях нет разрывных машин, позволяющих это сделать. Имеются в основном модели РТ-250 и РТ-250 М, рассчитанные на максимальную прочность в 2,5 кН. А что делать при испытании высокопрочных ГСМ (500, 1000 кН/м)? Определяется относительное значение прочности, приведенной к 1 м (кН/м). В связи с этим следует внести изменения в ГОСТ Р 55030-2012, допускающие применение полоски шириной 50 мм и последующий пересчет в кН/м.

Одним из сегодняшних требований является проведение испытаний устойчивости к циклическим нагрузкам ГСМ в основании дорожных одежд (песок, щебень) и в грунтах по ОДМ 218.5.006-2010 с дальнейшим переводом в ГОСТ Р 56336-2015 «Материалы геосинтетические. Метод определения стойкости к циклическим нагрузкам». Приведены параметры процесса и схема испытательной установки. Однако из-за отсутствия и такой техники, и методики поверки практически невозможно проводить подобные испытания. Можно привести и другие аналогичные примеры.

Кроме того, требует больших затрат и представляется излишним проведение испытаний ГСМ по комплексу показателей на стадиях приемо-сдаточного, периодического контроля качества. Например, устойчивость к УФ-облучению, агрессивным средам, к воздействию микроорганизмов, грибоустойчивость зависят от природы и состава сырья. Так, полипропилен стоек к агрессивным средам (даже к концентрированной серной кислоте), но не стоек к УФ-облучению, поэтому в стандартах ISO и EN регламентировано, что изготовленное из него геополотно не должно оставаться на открытой поверхности более 14 дней.

Известно также, что все используемые материалы из синтетических волокон обладают биохимической стойкостью, стойки к воздействию микроорганизмов и грибков. Поэтому дорогостоящие испытания следует проводить на стадии разработки и внедрения новых видов ГСМ или при изменении технологии и состава сырья. Следовательно, при выпуске серийной продукции с известными волокнами достаточно испытывать только такие показатели, как состав сырья, поверхностная плотность, толщина и прочность, относительное удлинение при разрыве, а также, в зависимости от выполняемых функций, коэффициент фильтрации и фильтрующая способность.

<...>

При этом остается открытым вопрос, смогут ли изготовители геополотна проводить испытания по вышеуказанным новым стандартам, которые к тому же имеют статус добровольного применения, в соответствии с федеральными законами о техническом регулировании и стандартизации.

Г.К. Мухамеджанов
к. т. н., руководитель испытательной лаборатории
ООО «Научно-исследовательский институт нетканых материалов»

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» № 59, февраль 2017 г.