Нормативно-техническое обеспечение применения геосинтетики в дорожном хозяйстве

Применение геосинтетических материалов в строительстве объектов дорожного хозяйства в последнее время уже не является инновационным, но до сих пор носит несистемный характер. Дело в том, что на отечественном рынке представлен широчайший выбор данной продукции как российского, так и зарубежного производства. При этом материалы в ряде случаев поставляются только с сертификатами соответствия на ТУ (технические условия), что противоречит положениям статьи 21 ФЗ №184 «О техническом регулировании».
30 апреля 2019

30 апреля 2019

Применение геосинтетических материалов в строительстве объектов дорожного хозяйства в последнее время уже не является инновационным, но до сих пор носит несистемный характер. Дело в том, что на отечественном рынке представлен широчайший выбор данной продукции как российского, так и зарубежного производства. При этом материалы в ряде случаев поставляются только с сертификатами соответствия на ТУ (технические условия), что противоречит положениям статьи 21 ФЗ №184 «О техническом регулировании».

По закону, должны действовать только две категории стандартов: национальный стандарт (ГОСТ Р) и стандарт организации (СТО) с постепенным упразднением отраслевых стандартов (ОСТ) и ТУ. Но что же указывают в СТО производители? Как правило, это:

  • термины с соответствующими определениями (исторически сложившиеся у конкретного производителя в силу его опыта, знаний и квалификации);
  • технические характеристики выпускаемых геосинтетических материалов (ГМ) (могут приводиться значения, полученные путем теоретических расчетов или основанные на результатах испытания одного вида и распространенные на всю номенклатуру выпускаемой продукции);
  • методики испытаний (не всегда присутствуют либо представляют собой неквалифицированный перевод зарубежных документов или собственную разработку производителя под конкретное и, как правило, устаревшее оборудование).

Столь индивидуальный подход к стандартизации ограничивает конкуренцию из-за невозможности сравнения материалов разных производителей между собой и оптимального выбора ГМ с учетом условий строительства.

К тому же стоит отметить, что сегодня в дорожном хозяйстве действует ряд нормативных документов, созданных ранее 2010 года и на сегодняшний день уже морально устаревших. Более того, они противоречат друг другу, даже в части терминологии.

Поскольку необходимость, как говорится, назрела, в 2010 году по заданию Федерального дорожного агентства были разработаны два отраслевых дорожных методических документа, положивших начало структуризации и систематизации применения ГМ в дорожном хозяйстве:

  • ОДМ 218.5.005-2010 «Классификация, термины определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству»;
  • ОДМ 218.5.006-2010 «Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли».

Данные документы были опробованы на практике — при сопоставительных испытаниях ГМ для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Мероприятие было организовано Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области при поддержке Федерального дорожного агентства, в соответствии с «Соглашением о научно-техническом сотрудничестве» в 2010 году. Специалисты провели более 3 тыс. испытаний ГМ как отечественных, так и иностранных производителей.

Оценка характеристик используемых геосинтетических материалов, материалов конструктивных слоев основания, а также физикомеханических показателей устроенного слоя основания и всей конструкции дорожной одежды осуществлялась испытательной лабораторией АНО «Научно исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»).

Накопленный опыт позволил разработать комплект проектов национальных стандартов, которые уже прошли все необходимые процедуры, утверждены Росстандартом России и будут введены в действие с апреля 2013 года:

  • ГОСТ Р 55028-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения». Гармонизирован с ISO 10318 «Геосинтетические материалы. Термины и определения». Национальный стандарт устанавливает: терминологию геосинтетических материалов, применяемых в дорожном хозяйстве; функции (предназначение), выполняемые геосинтетическими материалами при строительстве автомобильных дорог; типы, классы и виды (классификацию) геосинтетических материалов, применяемых в дорожном хозяйстве;
  • ГОСТ Р 55029-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 55030-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении». Гармонизирован с ISO 10319:2008 «Геотекстиль. Испытания на растяжение с применением широкой ленты»;
  • ГОСТ Р 55031-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению». Гармонизирован с EN 12224 «Геотекстиль и изделия из геотекстиля. Определение стойкости к старению»;
  • ГОСТ Р 55032-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию»;
  • ГОСТ Р 55033-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах»;
  • ГОСТ Р 55034-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Метод определения теплостойкости»;
  • ГОСТ Р 55035-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам». Гармонизирован с EN 14030:2003 «Геотекстиль и изделия из геотекстиля. Метод испытаний для определения стойкости к кислотным и щелочным средам».

Вышеуказанные документы положили начало национальной стандартизации геосинтетических материалов в области дорожного хозяйства и создали базу для дальнейшего нормирования данной области.

1. В техническом комитете по стандартизации «Дорожное хозяйство» (ТК 418) находятся на рассмотрении следующие проекты национальных стандартов:

  • ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при динамическом продавливании (испытание падающим конусом)»;
  • ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения стойкости к циклическим нагрузкам».

2. Нижеперечисленные первые редакции проектов национальных стандартов размещены 17 декабря 2012 года на официальном сайте Росстандарта и находятся на публичном обсуждении:

  • ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания. Технические требования»;
  • ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при растяжении с постоянной нагрузкой»;
  • ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при статическом прокалывании».

Наряду с этим по заданию Росавтодора в настоящее время разрабатываются два документа. Первый из них — ОДМ «Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве». С этой целью был организован испытательный полигон для определения повреждаемости ГМ при укладке — как одного из факторов, влияющих на долговечность материала. Также проводятся исследования по влиянию микроорганизмов на ГМ методом закапывания в грунт.

Второй — ОДМ «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве» — позволит правильно и обоснованно подбирать ГМ для конкретных конструкций автомобильных дорог и сооружений на них в зависимости от технических характеристик и выполняемых функций. Здесь будут прописаны методы контроля качества ГМ на всех стадиях жизненного цикла, в том числе проведение входного контроля на объекте строительства и недопущение поступления контрафактных материалов, а также подмены одного вида материала другим. Использование ГМ в соответствии с их функциями будет способствовать улучшению эксплуатационных характеристик строящихся и ремонтируемых объектов, снижению затрат на щебень, песок и другие материалы.

Осталось добавить, что для охвата наиболее распространенных функций ГМ при дорожном строительстве необходимы национальные стандарты, устанавливающие требования к геосинтетике для разделения слоев из гранулированных материалов (песок, щебень и т. д.) и материалам для укрепления откосов.

Разработка этих документов возможна только после проведения натурных испытаний, сбора статистики и оценки влияния характеристик на свойства конструкции. Данные работы должны выполняться не только по заданию Федерального дорожного агентства, но и с активным участием производителей продукции, что позволит создать конкуренцию, а следовательно, положительно повлияет на дальнейшее развитие рынка.

Д.В. Медведев,
заместитель генерального директора АНО «НИИ ТСК»

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» № 25, январь 2013 г.