30 апреля 2019
Система нормативных документов в области применения геосинтетических материалов в дорожном строительстве является одним из важнейших аспектов, регулирующих как конкуренцию на рынке, так и уровень качества используемой продукции. А в конечном итоге — и качество дорог.
На сегодняшний день в дорожном хозяйстве действуют следующие отраслевые дорожные методические документы (ОДМ):
- ОДМ «Методические рекомендации по применению технологии армирования асфальтобетонных покрытий рулонными базальтоволокнистыми материалами при строительстве и ремонте автомобильных дорог». (Распоряжение № ОС-333-р Росавтодор 11.09.2001);
- ОДМ «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (от 01.08.2003 № ИС-666-р); внесены изменения в ОДМ 218.5.003-2010;
- ОДМ 218.5.002-2008 «Методические рекомендации по применению полимерных геосеток (георешеток) для усиления слоев дорожной одежды из зернистых материалов»;
- ОДМ 218.5.001-09 «Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог»;
- ОДМ 218.5.005-2010 «Классификация, термины определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству»;
- ОДМ 218.5.006-2010 «Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли»;
- ОДМ 218.3.032-2013 «Методические рекомендации по усилению конструктивных элементов автомобильных дорог пространственными георешетками (геосотами)».
Часть из действующих ОДМ уже морально устарела. Но основной фактор, который вносит разночтения, — это терминология. В 2010 году были разработаны на основе европейского опыта два ОДМ (ОДМ 218.5.005-2010 и ОДМ 218.5.006- 2010), которые положили начало систематизации требований и легли в основу следующих национальных стандартов на геосинтетические материалы:
- ГОСТ Р 55028-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения» (гармонизирован с ISO 10318:2005 Geosynthetics — Termsanddefinitions);
- ГОСТ Р 55029-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования» (гармонизирован с EN 15381:2008 Geotextiles and geotextile-related products — Characteristics required for use in pavements and asphalt overlays);
- ГОСТ Р 55030-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении» (гармонизирован с ISO 10319:2008 Geosynthetics.Wide-widthtensiletest);
- ГОСТ Р 55031-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению» (гармонизирован с EN 12224:2000 Geotextilesandgeotextilerelatedproducts. Determination of the resistance to weathering);
- ГОСТ Р 55032-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию»;
- ГОСТ Р 55033-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах» (гармонизирован с EN 495- 5:2001 Flexiblesheetsforwaterproofing. Determination of foldability at low temperature. Plastic and rubber sheets for roof waterproofing);
- ГОСТ Р 55034-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Метод определения теплостойкости»;
- ГОСТ Р 55035-2012 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам» (гармонизирован с EN 14030:2003 Geotextiles and geotextile-related products — Screening test method for determining the resistance to acid and alkaline liquids).
На данном комплексе национальных стандартов работы не прекращены. Сегодня уже прошли все необходимые процедуры и направлены в Росстандарт на утверждение следующие национальные стандарты:
- «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при динамическом продавливании (испытание падающим конусом)», гармонизирован с ISO 13433:2006 Geosynthetics - Dynamicperforationtest (conedroptest);
- «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения стойкостик циклическим нагрузкам», гармонизирован с ISO 10722:2007 Geosynthetics — Index test procedure for the evaluation of mechanical damage under repeated loading — Damage caused by granular material (экспертиза в ТК418);
- «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания. Технические требования», гармонизирован с EN 13249-2005 Geotextiles and geotextile-related products — Required characteristics for use in the construction of roads and other trafficked areas;
- «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при статическом прокалывании», гармонизирован с ISO 12236:2006 Geosynthetics — Staticpuncturetest (CBR test);
- «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при растяжении с постоянной нагрузкой», гармонизирован с ISO 13431:1999 Geotextiles and geotextilerelated products — Determination often silecreep and creep rupture behaviour.
Одновременно идет разработка следующих документов:
- национального стандарта, устанавливающего требования к геосинтетическим материалам для разделения слоев из минеральных материалов (гармонизация с EN 13249:2000 + A1:2005);
- ОДМ «Методика оценки долговечности геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве» (окончательная редакция находится на утверждении в Росавтодоре);
- ОДМ «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве» (разрабатывается первая редакция);
- ОДМ «Альбом типовых дорожных конструкций с применением геосинтетических материалов в дорожном строительстве»;
- ОДМ «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве на слабых грунтах основания с применением текстильно-песчаных свай. Разработка расчетных методов повышения несущей способности по ускорению консолидации слабых оснований».
Также планируются к разработке следующие документы:
- национальный стандарт, устанавливающий требования к геосинтетическим материалам для укрепления откосов (гармонизация с EN 13251:2000 + A1:2005);
- национальный стандарт, устанавливающий метод определения устойчивости геосинтетических материалов к микробиологическому разложению (гармонизация с EN 12225-2002);
- ОДМ «Технологии укладки геосинтетических материалов в зависимости от выполняемых функций и области их применения».
Продолжается систематизация отраслевого уровня за счет единых подходов и отмены следующих устаревших документов:
- ОДМ «Методические рекомендации по применению технологии армирования асфальтобетонных покрытий рулонными базальтоволокнистыми материалами при строительстве и ремонте автомобильных дорог». (Распоряжение № ОС-333-р Росавтодор 11.09.2001);
- ОДМ 218.5.001-09 «Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог»;
- ОДМ 218.5.002-2008 «Методические рекомендации по применению полимерных геосеток (георешеток) для усиления слоев дорожной одежды из зернистых материалов»;
- ОДМ 218.5.003-2010 «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог»;
- ОДМ 218.5.005-2010 «Классификация, термины определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству»;
- ОДМ 218.5.006-2010 «Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли».
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка комплекса новых документов, с учетом существующих и отменой устаревших, позволит поднять отечественную нормативную базу по геосинтетическим материалам на новый, более качественный уровень — национальный уровень в части технических требований и методов испытаний, гармонизированных с зарубежными документами.
Е.Н. Симчук,
генеральный директор
АНО «НИИТСК»,
ответственный
секретарь ТК418
«Дорожное хозяйство»
Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» № 34, февраль 2014 г.