15 марта 2023
В Брянской городской администрации состоялась пресс-конференция по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Брянска. В ней приняли участие: первый заместитель главы Брянской городской администрации Станислав Кошарный, заместитель председателя комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Александр Курашов, и.о. начальника управления ЖКХ города Брянска Александр Афонин, заместитель начальника управления ЖКХ города Брянска Виктор Чиков, директор дорожного управления города Брянска Михаил Кастюшин.
Станислав Кошарный, обращаясь к собравшимся журналистам, заметил, что подобная форма общения между властью и СМИ уже становится доброй традицией. «Если взять историю нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), то она берёт свое начало с 2019 года. Суть проекта — привести дороги в нормативное состояние. Цифра, установленная для города Брянска, составляет 82%. Всё идёт в рамках графика. Вместе с тем, большое внимание мы стараемся уделить водоотведению осадков с дорог, особенно в осенне-весенний период. Такие работы ведутся, в том числе, с той целью, чтобы дорога отвечала всем требованиям комфортности и безопасности автомобилистов и пешеходов.
«ГТРК Брянск»: Всех горожан интересуют перспективные проекты, реализуемые в Брянске. Что ждёт город в будущем в части строительства новых магистралей?
Станислав Кошарный: Сегодня в городе более 800 км дорог, более 1000 объектов дорожного хозяйства, более 300 км из них — с грунтовым покрытием. В первую очередь мы стараемся привести дороги в нормативное состояние с учётом увеличивающегося потока машин. Увеличиваем ширину проезжей части, обустраиваем тротуары и освещение, устанавливаем светофоры. В последнее время мы активно внедряем кнопку вызова зелёного сигнала для пешеходов, что позволяет оптимизировать дорожное движение.
Что касается перспектив, то сегодня в Брянске строится защитная дамба «Брянск-I — Брянск-II», обустраиваются места комплексной застройки: улица Флотская и старый аэропорт. Застройка улицы Флотской ведётся в пойме реки, поэтому здесь мы уделяем большое внимание строительству канализационных сетей, их протяженность составит 9 км. По планам в старом аэропорту появятся улицы Строкина, Войстроченко, Амосова, ведётся строительство улицы Ильи Иванова — генерала-лейтенанта артиллерии, нашего земляка. Дорога будет являться дублёром улицы Бежицкой, выход — в районе педуниверситета.
Мы стараемся снизить поток машин через центр города Брянска. Пример тому — дорога от телецентра до Чёрного моста. Тут проведены все предпроектные работы, выполнены согласования. Дорога во многом уменьшит поток машин через центр Брянска. Начало строительства планируется на 2024 год.
«Город 32»: В своё время был проект по снижению нагрузки на Московский проспект, который очень быстро приходит в негодное состояние. Это одна из самых загруженных тяжёлыми машинами магистралей Брянска. Проект должен был связать проезд Московский и улицу Снежетьский Вал. Он хотя бы в перспективе рассматривается городскими властями?
Станислав Кошарный: Безусловно, грузовой транспорт оказывает негативное влияние на состояние дорог. Ранее использовавшийся для их строительства известняковый щебень не выдерживает современные нагрузки. Что касается улицы Снежетьский Вал, то в этом году она будет ремонтироваться на участке от проспекта Московского до моста через реку Снежеть, уже прошёл аукцион. Участок дороги, о котором вы говорите, частично разгрузит проспект Московский.
Отмечу, что в позапрошлом году мы дошли до цифры в 50 км ежегодно отремонтированных и построенных дорог. Эти объёмы необходимо наращивать. Для этого мы развиваем наше дорожное управление, чтобы делать ремонт большими картами. В отличие от ямочного ремонта это позволит чуть дольше эксплуатировать дорогу, отремонтированную подобным способом.
«Аргументы и факты»: Что будет с улицей Куйбышева в Бежице? В прошлом году шла речь, чтобы сделать её пешеходной, что в итоге? Что там будет с ливневой канализацией?
Станислав Кошарный: Улица Куйбышева является одной из знаковых и исторических. Её ремонт будет выполняться с сохранением существующих элементов благоустройства, в частности, гранитного бордюрного камня, и завершится в этом году. Также там предусмотрено новое освещение. Что касается того, чтобы сделать её пешеходной, то есть как противники, так и сторонники этого решения. Пока она будет автомобильной, вернуться к этому вопросу предлагаю через несколько лет.
Отмечу, что в городе Брянске есть большое количество мест, где требуется отвод воды. Улица Куйбышева — одно из мест, где такая проблема наблюдается. Наши дорожники регулярно чистят местную ливнёвку для беспрепятственного стока воды с помощью каналопромывочных машин. Параллельно ведём переговоры с БМЗ, чтобы полноценно включить в работу участок ливнёвки, проходящий по территории предприятия, и обеспечить полноценный отток воды с пониженной части улицы Куйбышева. Мы работаем в этом направлении.
«Наш Брянск»: Читатели сообщают, что на улицах, отремонтированных несколько лет назад, появляется много дефектов, в частности, на улице Уральской. Как такие вопросы решаются?
Станислав Кошарный: Дважды в год проводятся плановые обследования отремонтированных дорог. Цифры показывают, что процент брака составляет около 1%. В рамках ремонта мы лабораторно проверяем качество асфальта. Одна из основных причин — подрядчик некачественно провёл укладку асфальта.
Виктор Чиков: У нас есть дороги, при ремонте которых был применён щебёночно-мастичный асфальтобетон, и они находятся в прекрасном состоянии — проспект Ленина, улица Дуки, Фокина, Авиационная, Объездная. Отмечу, что определённый процент брака допустим.
Александр Афонин: Первое обследование дорог было в январе, этому способствовали погодные условия. Также образованию ям способствуют вмешательства извне — падения предметов, аварии и т.п. За последние годы по нацпроекту БКД было уложено около 1,6 млн. кв. метров асфальта, около 1 200 кв. метров — выявленные нарушения и дефекты. В первой декаде апреля будет повторный весенний осмотр отремонтированных дорог. По его итогам подрядчикам будут дополнительно разосланы уведомления о необходимости устранения недостатков.
«Брянская губерния»: А как ремонтируются такие дефекты?
Александр Афонин: В первую очередь, мы стараемся устранить аварийную ямочность. После апрельского осмотра будут приниматься решения о ремонте дорог большими картами — так гораздо проще всем. Вместе с тем, обычный ямочный ремонт — не большими картами — допустим на гарантийных дорогах. Но чем качественнее подрядчик его выполнит, тем меньше он потеряет денег, выезжая на ремонт своих же объектов в пределах гарантийного срока.
«РИА «Стрела»: Что будет с подрядчиком, который, например, отремонтировал осенью дорогу, а весной на ней выявили много дефектов?
Станислав Кошарный: К счастью, у нас таких дорог нет. Мы стараемся просто не строить отношения с теми, кто работает некачественно. Например, улицу Вокзальную в Бежице ремонтировала организация из города Владимира. Нам стоило больших трудов завершить дорогу и «проводить» организацию, взыскав с неё понесенные издержки. Больше такой подрядчик не появлялся.
«ГТРК Брянск»: Карачижская делалась много лет назад, и она в хорошем состоянии. А улица Красноармейская от площади Партизан и ниже сделана позднее, однако по ней уже сложно проехать. Но всё равно подобные подрядчики выходят на торги.
Станислав Кошарный: С такими подрядчиками работаем в рамках закона. Мы неоднократно обращались в суд с целью внести их в список недобросовестных исполнителей, но закон зачастую становится на сторону подрядчика. И таких ситуаций много. Вместе с тем, хочу привести в пример Бежицкое ППЖТ. На всех объектах работает добросовестно. Мы претензий не имеем. Также её активно привлекают застройщики для благоустройства территорий новостроек.
«РИА «Стрела»: Перекрёсток улиц Крахмалёва и Костычева находится в плохом состоянии.
Станислав Кошарный: Улица Крахмалёва — переходящий объект. В прошлом году была сделана кольцевая развязка на самолёте, подрядчик дошёл до улицы Костычева. Этот перекресток будет сделан в текущем году. В прошлом году отремонтировали кольцо возле лицея №1, участок от него до улицы Советской. В этом году работы продолжатся. Большое внимание на Крахмалёва уделили освещению и тротуарам. Широкие и сдвоенные тротуары объясняются тем, что, во-первых, они сложились там исторически, а, во-вторых, это большая прогулочная зона, по которой жители массово идут во время городских праздников — в сторону Кургана Бессмертия и обратно.
Учитывая, что эта дорога выходит на ул. Войстроченко, мы в будущем планируем там организовать большую прогулочную зону, в том числе места для того, чтобы молодёжь могла покататься на роликах, скейтах, велосипедах.
«Город 32»: Вот вы говорите про мониторинг дорог со стороны специалистов горадминистрации. А не задумывались ли вы о том, чтобы сделать мониторинг со стороны водителей общественного транспорта или пешеходов. Может, сделать какое-то мобильное приложение, в которое будут оперативно поступать сигналы об аварийных участках, образовавшихся ямах, проседании асфальта и прочая подобная информация?
Станислав Кошарный: У нас в дорожном управлении работает диспетчерская, куда стекается информация от водителей общественного транспорта относительно появляющихся дефектов дорожного полотна, неработающих светофоров. Кроме того, каждое утро сотрудники ГИБДД на электронную почту присылают все недостатки по содержанию улично-дорожной сети. Эта информация и является основой для планирования. Но мысль ваша интересная. Рассмотрим, обсудим.
«Город 32»: Спасибо, что наконец-то ямочный ремонт начался не в середине лета, а среди зимы. Да, это полумера, но и она прекрасно спасает ситуацию. Но и этот ремонт идёт планово, а дороги разрушаются вне плана. Можно ли в городе создать какую-то «летучую» бригаду, которая оперативно бы устраняла внеплановые, пиковые точки.
Станислав Кошарный: «Летучая» бригада у нас есть в дорожном управлении, она в ежедневном режиме получает задания, которые складываются, в том числе, из поступающих в диспетчерскую жалоб. То есть они и плановую работу выполняют, и какие-то возникающие проблемы устраняют. В частности, сейчас такие проблемы устраняются с помощью рециклера. В наших планах есть укрепление материальной базы дорожного управления. Мы сегодня более 30 тыс. тонн песка высыпаем в зиму на городские дороги, потом всё это убираем. Что не успели убрать, уходит в ливневую канализацию. К сожалению, мы не можем себе позволить закупать современные, но дорогие реагенты.
Михаил Кастюшин: Вот недавно мы побывали в Ленинградской области, где познакомились с практикой использования солевого раствора для зимнего содержания дорог. Его можно использовать на обработку дорог до 8-10 градусов мороза. Он позволяет избавить дорогу от гололедицы и ледяного наката. Установка с солевым раствором также может обрабатывать бОльшую площадь по размеру, потратив при этом меньше времени на обработку, нежели КДМ с пескоразбрасывателями. Сейчас рассматриваем возможность приобретения пока одной такой установки для дорожного управления. Одна машина с солевым раствором может заменить от 4 до 6 машин с пескосмесью по производительности. Это более экономично.
Станислав Кошарный: Как видите, городские власти не сидят на месте, мы изучаем передовой опыт, смотрим, что нам выгодно, что мы можем себе позволить. Вот в прошлом году с помощью губернатора Брянской области смогли обновить парк дорожного управления, купили необходимую им технику. В частности, для каждого района закупили прицепные пескоразбрасыватели, которые очень хорошо себя зарекомендовали, особенно на обработке тротуаров. Мы продолжим пополнять парк дорожного управления техникой для уборки тротуаров, чтобы максимально уйти на этих участках от ручного труда. Для этого сейчас при капремонте или при строительстве новых дорог, мы стараемся сделать тротуары не менее 2,20-2,50 м шириной, чтобы можно было использовать механическую очистку.
«Город 32»: Во многих городах России значительные штрафы грозят тем, кто сдвигает снег с частных и прилегающих к домовладениям территорий на проезжую часть. У нас запросто можно увидеть частника, сбрасывающего снег на дорогу или в частном секторе — горы слежавшегося снега, который практически перекрывает движение по улице. Не пора ли и нам перенять эту практику?
Станислав Кошарный: Вы затронули довольно больную тему — это культура совместного сосуществования, вообще культура горожан. Вот живой пример: установили новые павильоны остановочные — их тут же обклеили многочисленной рекламой или ещё хуже — разрисовали краской из баллончиков. Как правило, поймать таких деятелей и привлечь к ответственности очень сложно, а убирать за ними приходится нам. Другая проблема — торговые точки, которые отказываются обслуживать прилегающую к ним территорию. При этом, ни один из магазинов не является собственником здания, почти все они арендуют помещения, поэтому их также невозможно привлечь к ответственности из-за пробелов в законодательстве. Сейчас как раз прорабатываем документ о санитарном закреплении конкретных территорий — кто, что и сколько должны убирать. Кроме того, этот документ пропишет ответственность управляющих компаний за дворовые территории, детские площадки и площадки для организованного сбора мусора. Сейчас мы можем воззвать к совести УК только через управление муниципального контроля, новый документ позволит нам работать с ними уже в правовом поле. Для начала мы сделаем «пилотный проект» на ул. Авиационной в Советском районе, посмотрим, как это работает, учтём все нюансы и недостатки и тогда уже распространим эту практику на другие районы. Мы посмотрели, как аналогичный документ работает в муниципалитетах Подмосковья, эффект от такой работы там есть, уверен, и у нас всё получится. Это, конечно, потребует изменений в региональных и муниципальных законодательных документах.
«Город 32»: Давайте поговорим про парковки — есть ли перспектива у этого вопроса. Особенно остро вопрос стоит именно в центре города, потому что порой время на парковку тратишь больше, чем на то, чтобы доехать до центра.
Станислав Кошарный: Мы предлагали сделать в Круглом сквере платную парковку, но наше предложение не прошло в областной Думе, поэтому мы стараемся найти возможность здесь, в центре, сформировать хотя бы небольшие островки парковок. Так, в прошлом году сделали небольшую парковку по ул. Октябрьской, в районе кардиологии. Эта парковка бесплатная. Сейчас мы прорабатываем вопрос об организации парковки по ул. Трудовой в районе детской больницы №2, а также на проспекте Ленина, во дворе. При выполнении работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» тоже стараемся сделать небольшие островки для парковок машин — все участки, которые не обременены постройками, на которых нет зелёных насаждений, всё стараемся отдать под парковочные места. Все эти парковки, о которых я сказал, бесплатные. Что касается платной парковки на железнодорожном вокзале, то мы постоянно мониторим ситуацию, и уже жизнь показала, что необходимо пересмотреть систему оплаты, отвести часть территории для парковки междугороднего транспорта, а также разработать абонементную систему для тех, кому нужно уехать из города на несколько дней и кто приехал к вокзалу на собственном транспорте — они смогут оставить свою машину по льготному тарифу. Поэтому платная парковка у нас пока только одна.
«Брянский ворчун»: Что мешает привлечь к строительству дорог добросовестных подрядчиков?
Станислав Кошарный: Есть федеральный закон, по которому мы не можем заключить прямой договор с подрядчиком, выбрав того, кого захотим, в чьей качественной работе уверены. Ремонт дорог производится через электронные торги. А это большой риск заполучить недобросовестного подрядчика. Например, в Брянске появилась иногородняя организация, которая выиграла торги по ремонту улицы. Мы узнали, что эта компания ищет субподрядчика в Брянске. То есть само предприятие ремонтом, по сути, не занимается, а хочет только получить деньги, переложив работу на других. Что мы делаем в таких случаях? Обращаемся в суд, чтобы подрядчика так сказать, занесли в «чёрный список». Но практика показывает: как правило, суды на стороне подрядчиков.
«Брянский ворчун»: Разметка на дорогах «тает» и сходит вместе со снегом. Можно что-то сделать, чтобы она не смывалась?
Станислав Кошарный: Единственный выход — это нанесение более долговечной разметки термопластиком. Мы приобрели машину, которая наносит такую разметку. Около 60 километров дорог уже размечены термопластиком. В этом сезоне продолжим работу.
Михаил Кастюшин: У нас предусмотрена разметка тремя способами: горячий и холодный термопластик (на пешеходных переходах), а также краской. В этом году мы покроем термопластиком в четыре раза больше дорог, чем в прошлом году. Приступим к работе, когда температура воздуха будет не менее +5 — +7 градусов. За всю разметку в Брянске будем отвечать мы, дорожники. Гарантия на разметку краской — три месяца, чтоб вы понимали, а на термопластик — до года. А если на дороге нет интенсивного движения, то пластик держится до трёх лет.
Станислав Кошарный: Сейчас мы отрабатываем вопрос, как сделать так, чтобы на переходах пешеходы не скользили по термопластику — есть такая проблема, мы о ней знаем. Поэтому пока на переходах работаем с холодным пластиком — так скользкость менее выражена. Холодный способ — это та же краска, только более качественного дорогого состава, более долговечная.
«Брянский ворчун»: Речная разбита. На мосту через Болву – постоянные пробки. Есть решение проблемы?
Станислав Кошарный: Справедливое замечание. Речная — это улица с интенсивным движением. Там отсутствует водоотведение. И это проблема, которую в этом году мы решим, Речная будет отремонтирована. Пробки связаны с тем, что в районе моста имеется сужение проезжей части, так называемое «бутылочное горлышко». Пока с этим сделать ничего не получится. Но верхний слой моста в этом году так же будет отремонтирован.
«Брянская Губерния»: Какие материалы вы используете при ремонте дорог?
Станислав Кошарный: Мы стараемся использовать не только качественные материалы и более долговечный асфальт, но и ямочный ремонт заменить на так называемый ремонт «картами». Раньше у дорожного управления не было машин для ремонта дорог. Сегодня мы приобрели асфальтоукладчик нашего завода «Ирмаш». Планируем приобрести и фрезеровочную машину. Это позволит не просто заплаткой дорогу накрывать, но и тщательно подготовить место для заделки дефекта асфальтом, провести более качественно ремонт. Мы сегодня стараемся всё взять под своё обслуживание: светофорами полностью сейчас занимается городское дорожное управление, разметкой, освещением, тоже мы, а не коммерсанты. Это экономит бюджетные деньги и позволяет более ответственно проводить работы. За последние годы было смонтировано более 9000 светодиодных светильников. На многих пешеходных переходах установили не один светильник, а два, что помогает улучшить видимость. Мы анализируем критические замечания жителей города, стараемся практикой доказывать, что прислушиваемся. Возьмём для примера улицу Куйбышева. Можно было бордюр поставить прессованный. Но жители города попросили оставить гранитный. Пошли навстречу, сохранили исторический облик Куйбышева.
«ГТРК Брянск»: Есть планы по частному сектору? Там с дорогами — беда.
Станислав Кошарный: В частном секторе, вы все прекрасно знаете, есть улицы, где нужно делать, в первую очередь, водоснабжение и канализацию. Замечание по дорогам в частном секторе справедливое. Мы уже провели инвентаризацию. Посчитали примерную стоимость строительства и ремонта дорог в частном секторе. По закону мы не можем просто построить одну дорогу. Должны и тротуары предусмотреть, и водоотведение, и освещение. При поступлении финансирования будем заниматься и частным сектором.
«Наш Брянск»: Какие у города планы по капремонту на этот год?
Станислав Кошарный: В этом году будет капитально отремонтировано 36 объектов. Это 28,5 километров дорог. Плюс строительство новых дорог.
«Брянский водитель»: Можно вернуться к теме расширения дорог? По улице Речной трафик растёт. Если её сейчас отремонтируют, поставят бордюрный камень, то пробки станут ещё серьёзнее. При закрытом переезде на Мальцевской улица полностью встанет.
Виктор Чиков: Проектом предусмотрена дополнительная полоса с поворотом на Мальцевскую. Что касается расширения дороги, мы, в первую очередь, при планировании развития дорожной сети предусматриваем расширение дорог. Расширена Авиационная, Объездная, Никитина и так далее. Согласно Генплану, Речная должна быть магистральной и расширена, как минимум, до шести полос. В перспективе так и будет. Пока, в рамках капремонта, мы устраним «кричащие» проблемы. Это поворот на железнодорожный переезд, устройство заездных карманов, пешеходных переходов со светофорами, тротуаров.
Брянская городская администрация