26 апреля 2023
«Брянскавтодор» укладывает последние карты на Литейной, «Спектр Брянск Строй» заканчивает работу на Калинина и Красноармейской. «Дорстрой» уже справился на Советской и Спартаковской. Дорожники подводят итоги: на данный момент 95% гарантийного ремонта дорог выполнено. Уже сформирована комиссия, которая будет принимать работу подрядчиков. В неё войдут представители городских комитета и управления ЖКХ, дорожного управления, представители районных администраций. В ближайшее время комиссия начнёт работу.
Если сравнивать с пятью-семью годами ранее, то объём строительства дорог в Брянске вырос более чем в два раза.
При этом площадь дефектов на «гарантийных» дорогах минимальная. Конечно, водителей раздражает ежегодное «латание ям». Но статистика эмоции не признаёт. Вот сухие цифры: в Брянске 171 объект находится на гарантии. Это более 2,5 млн. км дорог. В марте комиссионная проверка выявила менее 4000 квадратных метров с дефектами — это примерно 0,16% от всех дорог на гарантии. Не так уж и плохо, не так ли? Учитывая, что трафик ежегодно только растёт. Очевидно, что за последние годы качество строительства и ремонта дорог улучшилось. И этому есть объяснение.
Во-первых, все построенные или капитально отремонтированные дороги находятся на 5-летней гарантии у подрядной организации. До 2014 года такая гарантия составляла лишь два года. Выходит, раньше подрядчик мог сделать дорогу так, чтоб она продержалась пару лет, и…«ищи ветра в поле». Сейчас исполнителям выгоднее качественно строить дорогу, иначе придётся ремонтировать её потом много раз, вкладывая свои «кровные». Ведь в течение пяти лет подрядчик обязан устранять весь выявленный на дороге брак за свой счёт. Поэтому состояние дорожной сети перестало быть таким катастрофическим, как, например, десять лет назад, и количество «убитых» дорог сократилось, сделав, тем самым, более комфортной жизнь не только автомобилистов, но и пешеходов.
Основные выявленные дефекты — это ямы, износ верхнего слоя, трещины. Транспортная нагрузка на магистрали города — запредельная. Ещё один из немаловажных факторов образования дефектов — климатические условия. Температура в Брянске зимой постоянно прыгает от минуса в плюс. Таких циклов, в среднем, за зиму в Брянске бывает около 80-ти. Вызванное температурными перепадами сжатие и расширение материалов и влаги в микротрещинах приводит к ускоренному разрушению дорожной одежды. Из-за перепадов температур сначала вскрываются верхние слои асфальта, а затем потоками воды вымываются нижние слои дорожного слоя, щебень. Такова «механика» разрушения дорог.
По СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», срок службы верхнего слоя дорожного покрытия — 2-6 лет, в зависимости от интенсивности движения. То есть, если мы хотим хорошие дороги, максимум раз в 6 лет надо полностью менять старую «одежду» на новую. Это теория. Вечных материалов в природе нет. Дороги истираются колёсами, шипами. Это, в первую очередь, зависит от интенсивности и скорости движения машин по конкретной дороге. Понятно, что старые дороги, которые только латали поддерживающим ремонтом, будут разваливаться каждый год, в нашем климате и при городской интенсивности движения тут ничего удивительного.
Нельзя исключать и другой фактор разрушения дорог — качество работы строителей. По федеральному закону, город не может выбрать самостоятельно подрядчика. Он определяется электронными торгами. В конкурсе принимают участие компании, которые занимаются дорожными работами, имеют соответствующий опыт и готовы предложить наименьшую цену и самые близкие сроки выполнения заказа. Однако этого недостаточно, чтобы перейти от низкой стоимости постройки дороги к высокому качеству. Как в любой профессии есть добросовестные работники, а есть не очень.
Как бы качественно дороги не делали, но мировая практика такова, что в год примерно на 3% дорожного полотна образуются дефекты, которые надо устранять. Брянск, как было сказано выше, выявляет и устраняет 1-2%.
В программу дорожных работ в Брянске на 2023 год включены 44 объекта. Уже состоялись торги, по итогам которых определены подрядчики для ремонта дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2023-2024 годах. С каждым годом существенно увеличивается протяжённость автомобильных дорог, приведённых в нормативное состояние.
И если ещё несколько лет назад отчитывались лишь об «освоении» финансов, значительная доля которых расходовалась на содержание, а не на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, то сегодня все выделяемые из дорожного фонда средства эффективно реализуются на развитие высокотехнологичной дорожной отрасли, модернизацию и новое строительство.
И это не пустые слова. Минстрой России опубликовал рейтинг столиц ЦФО. Эксперты оценили качество городской среды и присвоили городам статус от «низкого уровня развития» до статуса «развитая городская среда». Благоприятной считается среда в городе, набравшем более 50% из максимального числа баллов.
Брянск вошёл в топ городов с высоким уровнем развития. В рейтинге наш город набрал 223 балла. Столько же — у Тулы. Всего на один балл нас опережает Липецк и на два — Калуга. Отметим, что в 2018 году у Брянска было всего 179 балов, т.е. за четыре года город прибавил в рейтинге весомые 43 балла! В том числе, по такому индикатору как «улично-дорожная сеть».
Брянская городская администрация