По БАМу в обе стороны

На мосту через реку Кованту, одном из самых длинных на участке БАМа Хани – Тында, приступили к монтажу пролётных строений.
17 мая 2018

17 мая 2018

Вслед за мостом через реку Кованту двухпутным станет перегон Кутыкан – Кувыкта

На мосту через реку Кованту, одном из самых длинных на участке БАМа Хани – Тында, приступили к монтажу пролётных строений.

Реконструкция железнодорожного мостового перехода длиной 465 м, расположенного на однопутном перегоне Кутыкан – Кувыкта, ведётся в рамках программы развития Восточного полигона.

Мост через Кованту возведён во времена строительства БАМа. Внешне сооружение выглядит нормально, однако в рёбрах жёсткости его пролётных строений появились усталостные трещины.

Планировалось проводить реконструкцию на действующем пути, но это создало бы сложности и для мостостроителей, и для железнодорожников – требовались продолжительные технологические «окна». Как рассказали на ДВЖД, в условиях грузонапряжённого однопутного участка это привело бы к ограничению перевозок по всему Северному широтному ходу. Выходом стало решение проложить по мосту второй путь.

Мост изначально проектировали двухпутным и строили с соответствующей шириной опор, но впоследствии было решено смонтировать одну колею. Имеющийся проектный ресурс пригодился спустя годы. После того как второй путь будет достроен и на него переведут движение поездов, начнётся обновление мостовых конструкций по главному ходу. Проектировщики закладывают срок службы обновлённого мостового перехода от 80 до 100 лет.

Для укладки новых пролётов под второй путь применяется метод надвижки. Чтобы сдвинуть с места пролётное строение длиной 130 м и весом более 350 тонн, используются толкательные гидроцилиндры и удерживающая лебёдка. В надвижке пролёта задействованы 18 рабочих и трое инженеров. За день конструкцию, нависающую над рекой на высоте 30 м, удаётся переместить в среднем на 10 м. Когда пролётное строение будет полностью собрано, его вес составит около 800 тонн. Завершить работы планируется осенью, после чего первый путь освободят и приступят к замене всех восьми пролётных строений нынешнего моста (вместо сталежелезобетонных балок будут установлены металлические). Верхнее строение пути будет укладываться на балластное корыто из ортотропных плит.

Двухпутным после реконструкции моста станет весь перегон Кутыкан – Кувыкта. Земляное полотно под второй путь на нём тоже отсыпали в 1970-е, однако спустя почти полвека оно местами просело, требуется досыпка до проектных отметок. Чтобы исключить деформацию земполотна в будущем, с обеих сторон насыпи необходимо устроить водоотводные канавы. На нескольких участках с сильным водотоком откосы укрепляются матрасами «Рено» (разновидность габиона). Для сохранения вечной мерзлоты используется охлаждающая скальная наброска на откосы. «Основание канавы застилается геотекстилем и геомембраной, матрасы – металлические сетки из проволоки – заполняются фракционным камнем», – пояснил мастер механизированной колонны № 7 компании «Бамстроймеханизация» Владимир Двойнов.

Реконструкция искусственных сооружений крайне актуальна в свете увеличения весовых норм поездов на БАМе и провозной способности магистрали. По данным Дальневосточной дирекции инфраструктуры, на начало 2018 года на ДВЖД насчитывалось 142 моста с ограничением скорости движения грузовых поездов с вагонами повышенной нагрузки на ось (25 тс и выше).

Павел Михайлов

Гудок
Выпуск № 80 (26453)

Материалы для дорожного строительства

Все публикации по теме: