11 августа 2017
В зоне распространения вечномёрзлых грунтов при строительстве новых разъездов проектировщики и строители особое внимание уделяют охлаждающим мероприятиям и водоотводным канавам, которые призваны защитить железнодорожное полотно от размыва и деформаций.
Багульный – самый ближайший к Тынде из строящихся на линии Хани – Тында разъездов. На расположенной между станцией Кувыкта и разделительным пунктом Курьян стройплощадке во всю кипит работа по укреплению водоотводной канавы. Всего земляных работ здесь предусмотрено в объёме 178 тыс. кубометров. На этом объекте трудятся специалисты Мехколонны № 7 «Бамстроймеханизации». На Багульном уже подготовлена балластная призма под второй путь, и в данный момент механизаторы занимаются устройством нагорной канавы. Процесс её укрепления довольно увлекателен: экскаватор заезжает под ЛЭП и краем ковша аккуратно, с ювелирной точностью выравнивает грунт. В это время раскатывается геотекстиль, который привозят на разъезд в больших рулонах.
– На Багульном будет нагорная канава, на которой сейчас мы работаем, и водоотводная – с другой стороны от железной дороги. Глубина канав в зависимости от рельефа местности достигает от полутора до двух метров, – объясняет начальник участка МК-7 Сергей Исаков. – Сегодня мы сохраняем вечную мерзлоту не только в основании насыпи, но и в канавах. Они укрываются скальным листом, геомембраной и потом засыпаются камнем. Если не использовать защитные материалы, то канавы и насыпи летом могут «поплыть», так как тёплый воздух будет проникать внутрь и способ¬ствовать оттаиванию мерзлоты.
На километр канавы уходит около 4000 кв. м геотекстиля. Использование этого материала обеспечивает стабильность насыпи и предотвращает её размывание грунтовыми водами.
Водоотводные канавы на всех строящихся ныне разъездах были построены ещё во времена БАМа, но постепенно заросли кустарником и деревьями. Теперь перед строителями стоит задача полностью восстановить эти сооружения и укрепить специальными композитными материалами. Для защиты вечной мерзлоты с обеих сторон насыпи предусмотрена охлаждающая скальная наброска.
Как отмечают руководители дистанций пути, такие мероприятия очень важны для дальнейшей эффективной эксплуатации разъездов. Ровно год назад был сдан первый в Тындинском регионе разъезд, построенный в рамках масштабного проекта по модернизации Восточного полигона, – Мохортов. Здесь были учтены особенности работы на подтопляемых грунтах – строились охлаждающие бермы с укладкой геотекстиля. Текущее содержание новых участков пути доказывает – силы и средства, вложенные в охлаждающие мероприятия, оправданы, водоотводные канавы работают и тем самым обеспечивают стабильность земляного полотна.
Вера Григорьева
Gudok.ru | Дальневосточная магистраль
Выпуск № 137